На платных дорогах России заработает нейросеть для поголовного уничтожения «зайцев»

Кураторы платных трасс ЦКАД и М-12 решили с помощью нейросетевых технологий исключить вероятность неавторизованных рейсов. С января 2023 г. загрязнение или сокрытие автомобильных номеров не сможет стать причиной невыставления счета за поездку.

Нейросеть против неплательщиков

Как стало известно CNews, в начале 2023 г. на платных участках Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД, А-113) и новой трассы М-12 в пилотном режиме заработает отечественный софт с использованием нейросетевых технологий, который сможет распознать и идентифицировать неплательщиков. Об этом редакции рассказал гендиректор компании «Единый оператор» (совместное предприятие «Автодора» и концерна «Телематика») Марсель Нигметзянов. «Сейчас происходит инсталляция системы, — отметил он. — В пилотном режиме она заработает в январе». Выводы о ее эффективности и перспективности развития «Единый оператор» намерен сделать по итогам эксплуатации в течение 2023 г. В случае положительного результата испытаний «Единый оператор» выйдет с инициативой поправок в нормативную правовую базу, что позволит учитывать новые данные при вынесении административных постановлений. Впрочем уже сейчас Нигметзянов не сомневается, что в результате внедрения системы число поездок, которые не удалось определить на рубежах взимания платы из-за деформированных или сильно загрязненных номеров автомобилей, удастся свести почти к нулю.

Суть проблематики

ЦКАД представляет собой скоростную автомагистраль, которая проходит вокруг Москвы в 50 км от МКАДа в обход крупных населенных пунктов. Ее длина 336,4 км, из них платные участки составляют 258 км. Трасса М-12 соединяет Москву с Нижним Новгородом и Казанью. Она полностью платная, ее протяженность 810 км.

Для удобства водителей и чтобы не замедлять движение, на указанных магистралях реализована безбарьерная автоматическая система оплаты — без шлагбаумов, которые открываются по факту перечисления денег. В результате сейчас существует «небольшой процент» (точных данных компания не приводит) автомобилей, которым не выставляются счета — номера многих из них корректно не распознаются из-за грязи или деформации. По словам Нигметзянова, нейросеть, разработанная «Софттелематикой» (входит в «Телематику»), была интегрирована в безбарьерную систему взимания платы изначально. Однако ее базовая функциональность на данный момент позволяет отслеживать один и тот же автомобиль на различных дорогах в разные дни, только если его номер нормально просматривается дорожными камерами. Теперь «Единый оператор» с помощью расширенных опций нейросети намерен надежно идентифицировать также и автомобили с неразборчивыми номерами. Как поясняет Нигметзянов, ни один водитель не может ездить с грязным или деформированным номером постоянно. С большой долей вероятности такой нераспознанный автомобиль когда-то уже попадал в поле зрения камер на тех или иных платных трассах «Автодора» (не только ЦКАДа и М-12), когда его номера были беспрепятственно считаны. Также в дальнейшем технологию можно при необходимости обучить выявлять и намеренно скрытые номера. В таком случае нейросети потребуется сопоставлять с архивной базой визуальных изображений совокупность общих внешних параметров автомобиля-неплательщика: тип кузова, цвет, конфигурацию фар, царапины и вмятины, наклейки и пр. После этого, когда автомобиль будет распознан, «Единый оператор» сможет начать работу по выставлению неплательщику счета за поездку. Возможна и обратная ситуация: автомобиль с нечитаемым номером заехал на платную трассу впервые, а значит его архивных снимков в системе еще нет. Тогда нейросеть его «запомнит» и будет ждать, когда он снова окажется в поле ее зрения с нормальными номерами. Как только это произойдет, система оповестит ответственных сотрудников, которые станут решать, действительно ли автомобилю необходимо выставить счет за прошлые поездки.

Импортонезависимость ИТ на платных дорогах

В вопросах импортонезависимости вся команда “Телематики” оказалась провидцами, — говорит Нигметзянов. — Мы начали готовиться к тому, что наступит тот момент, когда, хотим мы того или нет, нужно будет переходить преимущественно на отечественные решения. Вопрос управляемости изменениями в ИТ не в «железе», а в программном обеспечении. Если ты управляешь ПО, значит ты управляешь изменениями. Если посмотреть глобально, то сейчас время не “железа”, а софта. Весь стек программ, который мы применяем сейчас, на 100% отечественный». Серверный комплекс «Единого оператора» построен на базе гиперконфергентной платформы производства российской компании «Шаркс датацентр». Основной центр обработки данных для системы взимания платы располагается в специальном центре управления на ЦКАДе. Сейчас в нем работает восемь серверных стоек. Вскоре в эксплуатацию будет введено новое серверное помещение еще на восемь стоек. Резервный ЦОД для системы находится в Софрино. Он также включает восемь стоек.

Ссылка на публикацию: cnews.ru